АвторСообщение





Сообщение: 315
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.09 23:09. Заголовок: "УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ. ТОЛЬКО ОТ ЖИЗНИ СОБАЧЕЙ СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?" В.С. Варлаков




Отвечает Валерий Степанович Варлаков, бывший научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии им. П.К. Анохина.
Практической дрессировкой занимается более 35 лет.
Разработал оригинальную методику дрессировки, которая позволяет быстро обучить собаку необходимым навыкам и эффективно отработать их до безотказности.
Им написана книга по дисциплинарной дрессировке собак, которая в настоящее время готовится к изданию.

УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВЫХ.
ТОЛЬКО ОТ ЖИЗНИ СОБАЧЕЙ СОБАКА БЫВАЕТ КУСАЧЕЙ?

(Мир собак №2, 2008 год. http://www.mir-sobak.ru/)

Как правило, утверждение “Собака – друг человека!” ни у кого не вызывает сомнений. Однако по опыту знаю, что порой это, бывает не так. В жизни подчас все происходит иначе, и собака, живя в семье, может приносить не радость, а горести. А надежда воспитать из щенка верного и преданного друга, не оправдывается.
Почему же, создав из собаки друга несколько тысячелетий тому назад, человек не всегда может обрести его в наши дни? Отчего из одних щенков вырастают воспитанные и послушные собаки, а из других нет? Почему для одних людей воспитание и обучение собаки – радостная и сравнительно легкая работа, а для других – непосильный труд, непреодолимая преграда? Как добиться желаемого поведения собаки, используя гуманные методы? Как сделать так, чтобы собака была не в тягость, а в радость?
На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в этой статье.
Теперь о проблемах, которые, возможно, у читателей уже есть.


1. МЫ САМИ С УСАМИ
Перед нами двухмесячный щенок. Он игрив, беззаботен и беззащитен – этакий вислоухий дурачок-попрыгунчик. Послушайте его владельцев. Их рассказы о нем полны любви и умиления – эта вислоухая прелесть уже прокралась к ним в сердце.

В возрасте 3-5 месяцев разговоры о щенке по-прежнему сквозят умилением, но уже полны и озабоченности, ведь у владельцев появились проблемы. Песик подрос, вытянулся, стал еще более активным, самостоятельным и менее послушным. Без специальных знаний с ним уже трудно справиться – требуется вмешательство инструктора по дрессировке.

И вот долгожданная консультация. Масса вопросов и советов. Но возникает парадокс – внимательно слушая советы, иногда (что особенно удивительно) и записывая их, начинающие собаководы крайне редко этим советам следуют. По-видимому, суть этого явления состоит в том, что каждый здравомыслящий человек, особенно взрослый, считает себя специалистом в целом ряде наук и профессий (педагогика, психология, медицина, ветеринария). В том числе, и в вопросах, связанных с воспитанием и дрессировкой собак.

Полагаясь на свой здравый смысл, владельцы щенков редко пользуются советами профессионалов или используют их по своему усмотрению. В результате их усилий к 8-18 месяцам (в зависимости от индивидуальных особенностей собаки) маленькие проблемы перерастают в огромные. Умиления в рассказах о любимце становится все меньше и меньше, а горечи и боли все больше и больше.

Как этого избежать? Ответ прост: любое дело, будь то вождение автомобиля, работа на компьютере или управление собакой, требует специальных знаний и усилий со стороны того, кто хочет его освоить. В отличие от самой совершенной машины, устройство которой изначально предопределено человеком, собака – существо живое, имеющее сложный внутренний мир, обладающее своей собачьей “волей”, “хитростью”, эмоциями и умением любить и ненавидеть.

При управлении собакой, в ответ на одни и те же слова и действия, может наблюдаться прямо противоположное поведение. Поэтому мало просто желать управлять собакой, нужно еще захотеть научиться видеть, понимать и предвидеть. То есть необходимо научиться читать поведение собаки и понимать ее устремления и их последствия.

Бесполезно сетовать и сокрушаться. Единственный путь решения возникших проблем, связанных с воспитанием собаки, ваши обдуманные и целенаправленные действия. Подчас проблемы, мучающие любителей собаководов годами, с помощью специалиста решаются в течение нескольких часов или дней. Но ведь вдумчивый человек и сам может многому научиться.

Следует также отметить, что если система воспитания человека (ребенка) так или иначе передается по традиции, из поколения в поколение, то основы воспитания, обучения и дрессировки собаки, к сожалению, нам приходится осваивать с нуля.

СОВЕТ №1:
Всему надо учиться, в том числе и управлению собакой. Следуйте советам профессионалов, точно выполняя их инструкции, ведь они уже имеют опыт воспитания и дрессировки собак.

2. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Проблемы воспитания, по моему мнению, являются одними из основных проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод. На мой взгляд, в основе их возникновения лежит несколько причин: запоздалое начало воспитания, банальная неграмотность, неправильное отношение к собаке, искаженное представление о гуманности, сложности взаимопонимания, искажение иерархических отношений в семье, непростой характер собаки.

Запоздалое начало воспитания
Народная пословица о том, что воспитывать ребенка надо тогда, когда он лежит поперек лавки, а не вдоль нее, в значительной степени отражает и ситуацию с воспитанием собаки.

Многие владельцы собак, не задумываясь о сущности воспитания щенка, по незнанию путают его с подготовкой собаки по определенному нормативу (“Общий курс дрессировки” /ОКД/, BH, IPO). Поэтому начало целенаправленной работы по воспитанию они соотносят с определенным возрастом щенка (9-12 мес.) и начинают ее тогда, когда он уже становится половозрелым подростком. Я считаю такой подход глубоко ошибочным, так как в этом возрасте у щенка уже имеются сложившиеся привычки (нормы поведения) как по отношению к владельцам, так и к окружающему его миру. Животное нужно уже не воспитывать, а перевоспитывать.

Отношения с собакой легко строить до полового созревания, а в более позднем возрасте их менять очень сложно, т. к. они уже сложились и не всегда в пользу членов семьи.

В половозрелом возрасте щенок, как и любой другой подросток, уже не склонен подчиняться. Его интересы направлены в меньшей степени на хозяина, в большей на игры и другие виды общения с собаками. У щенков (особенно кобелей) начинает ярко проявляться половая потребность, которая стимулирует их на поиск потенциального полового партнера. При этом резко снижается их склонность к послушанию и возрастает конфликтность. И если адекватных воспитательных мер ранее предпринято не было, то именно в этом возрасте щенок может впервые проверить своего хозяина на крепость характера. Другими словами, у щенка может возникнуть желание с помощью зубов завоевать более высокий социальный статус и стать в семье главным.

Сложностей в управлении собакой добавляет также и то, что в этот же период у собак начинает просыпаться врожденная склонность к охране территории, которую они считают своей, возрастают тенденции к дракам с собаками, защите хозяина. В зависимости от породы, размеров, а также других индивидуальных особенностей половозрелость у щенков наступает в разные сроки, но в среднем от 6 до 12 месяцев (у мелких пород собак раньше, у крупных позже). Индикатором начала наступления половозрелости у кобелей является появление активного мечения территории. Другими словами, если ваш щенок во время прогулки вдруг начал писать часто, уверено поднимая заднюю ногу, значит, он вступил в подростковый период. Наступление половозрелости у сук можно определить по появлению первой течки.

Чем раньше с собакой начинают обучение, тем более полноценной она вырастет. Я считаю, что со щенком следует начинать заниматься в возрасте 2-3 месяцев. В этом возрасте большинство собак ориентировано на подчинение, а их интересы направлены внутрь стаи (семьи) человека. В это время с собакой легко, без тяжелых потрясений и войны можно построить правильные отношения всем членам семьи, в которой она проживает (если, конечно, они этого захотят). Особенно важно начинать раннее обучение с собаками крупных пород (кавказская, среднеазиатская, южнорусская овчарки, доберманы, ротвейлеры и другие) и со щенками, склонными к доминированию над человеком независимо от их размера и породы.

Щенок чрезвычайно легко и быстро учится, т. к. все его естество в этом возрасте настроено именно на обучение и на подчинение старшим членам стаи. Только не все методические и технические приемы обучения, объединенные понятием «дрессировка», подходят для обучения и дрессировки щенка. Помимо этого важно понимать и то, что в этом возрасте проводится работа, направленная на развитие и воспитание собаки, без жесткой отработки нормативных навыков. То есть нормативные навыки все равно отрабатываются, но требования к их исполнению по скорости, четкости, длительности и надежности не такие, как у взрослых собак.

СОВЕТ №2:
Начинайте воспитание собаки с момента появления ее в вашем доме. Пригласите специалиста по дрессировке хотя бы для нескольких консультаций.

Банальная неграмотность.

Некоторые собаководы считают, что стоит завести породистого щенка, и он при должном кормлении и содержании, но без особых усилий со стороны владельцев, как по мановению волшебной палочки, из маленького карапуза, сам по себе, вырастет в верного, надежного друга. И станет таким же умным и послушным, как и его родители. Возможно, это связано с тем, что иногда подобную ложную информацию они получают от заводчиков. “Это такая умная порода собак, - говорят они, - что не требует дрессировки”. Еще одна распространенная точка зрения, которую проповедуют заводчики: “Щенок повзрослеет, поумнеет и станет более послушным”. Должен огорчить, что щенок, конечно, вырастет и возможно поумнеет, но при этом может превратиться в злобное или трусливое, с трудом управляемое существо, которое по большому счету и собакой-то назвать нельзя. Сами по себе хорошо растут только сорняки.

В одной семье ласковый, симпатичный щенок кавказской овчарки вдруг превратился в упрямого, злобного зверя, кусающего всех без разбора, и своих и чужих... А в другой породистая немецкая овчарка из веселого щенка выросла в жалкое, трусливое создание, которое боится всего на свете, даже шелеста листвы. А эта южнорусская овчарка, будучи маленьким щенком, часто рычала и показывала зубы, когда грызла косточку. Теперь во время кормления рядом с ней находиться опасно. А вот эта двухгодовалая сука добермана не любит собак, она собаконенавистница. Ее не смущают ни порода, ни пол, ни возраст, ни размеры собаки, которую она атакует. Зато она ласкова и добр

Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 316
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.06.09 23:09. Заголовок: СОВЕТ №10: Если Вы ..


СОВЕТ №9:
Вовремя задумайтесь над вопросом, подчинена Вам Ваша собака или нет. Большинство собак, особенно кобели, требуют к себе чуткого, но жесткого управления - "твердой рукой". Однако она не должна превращаться в руку тирана

ОБЕЗЛИЧЕННЫЕ И ДИСТАНЦИОННЫЕ. НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

К обезличенным негативным воздействиям следует отнести такие воздействия, которые применяются на расстоянии. Удивительно, но факт – эти воздействия редко вызывают конфликт между дрессировщиком и собакой. Это связано с тем, что животное напрямую не связывает их с действиями дрессировщика.

При правильном применении дистанционные воздействия не вызывают эмоционального стресса у собаки и напряжения во взаимоотношениях между дрессировщиком и его питомцем, следовательно, гуманны.

К ним относятся следующие средства дистанционных воздействий: длинный поводок, бросковая цепочка, рогатка, ультразвуковые отпугиватели для собак, различные типы стационарных электроразрядников и механических ловушек, а также одно из наиболее современных и эффективных средств обезличенных воздействий - радиофицированный электроошейник.

В отличие от радиофицированного электроошейника и различного типа электрических и механических ловушек, длинный поводок, бросковая цепочка, ультразвуковой отпугиватель, рогатка не являются обезличенными средствами воздействий. Как бы дрессировщик не скрывал их применение, собака все равно определит “виновника”.

Поэтому дрессировщик не должен применять их незаметно для собаки. Главной его задачей является такое введение этих средств контроля, чтобы сразу после их использования собака подбегала к нему, а не убегала. Для этого первое их применение проводят на фоне привычных воздействий, т. е. на длинном поводке. Помимо этого на первом этапе их введения для большинства собак используют слабые воздействия. А в случае правильного исполнения приема, подкрепляют их дачей пищи (лакомство, игра). Однако следует оговориться, что эти средства лишь тогда являются обезличенными, когда их правильно применяют. По этой причине в некоторых развитых странах (например, в США) применять при дрессировке собак электрические радиоошейники разрешено, но только профессиональным дрессировщикам.

Личностные, неэтологичные воздействия (например, битье собаки с помощью плетки или поводка). Они могут вызывать конфликт между дрессировщиком и собакой. В результате их частого применения собака теряет доверие к своему хозяину.

Эти воздействия, по моему мнению, негуманны как по отношению к собаке (подавляют ее как “личность”), так и по отношению к дрессировщику. Ведь этот тип воздействий напоминает наказание человека человеком, а людям, как и животным, свойственно подражание. К тому же этот тип воздействий негуманен по отношению к человеческому сообществу в целом. В воспитании жестокого отношения к животным нужно искать корни многих социальных проблем, в частности, насилия и садизма.

СОВЕТ №10:
Если Вы хотите, чтобы собака слушалась Вас на "свободе так же, как и на поводке, необходимо правильно ввести средства дистанционного контроля. Особенно важно введение средств дистанционного контроля по отношению к собакам агрессивным"

“ВПЛЕТАЕМЫЕ” НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Как правило, под контрастным методом дрессировки понимают метод “кнута и пряника”. Собаку заставляют что-нибудь сделать, используя принуждающие (негативные) воздействия, а сразу после выполнения желаемого действия дают кусочек пищи или лакомства. При использовании этой классической схемы обучение проходит на фоне полного непонимания животным предъявляемой задачи, а доля “кнута” настолько превосходит долю “пряника”, что собака в процессе обучения пребывает в состоянии стресса.

Другая схема применения этого метода такая. Сначала собаку обучают с помощью лакомства, т. е. исключительно с помощью “пряника”, затем, когда животное уже знает правила исполнения навыков и хорошо воспроизводит их в спокойной обстановке, начинают применять принуждающие воздействия. Для этого дрессировочную обстановку усложняют, а в случае отказа от исполнения приема применяют “кнут”. За счет изменения правил “игры” и за счет непонимания собакой смысла негативных воздействий наблюдается значительное подавление психо-эмоционального состояния животного. У собак доминантных или не до конца подчиненных резкое изменение стиля поведения дрессировщика может спровоцировать агрессию.

На мой взгляд, нежелательно использовать отрицательные воздействия на начальном этапе обучения собаки. Их необходимо применять после предварительной подготовки, увязав по принципу условного рефлекса с положительными подкреплениями. Это позволяет негативные воздействия “вплести” практически незаметно для собаки и сделать их для животного, во-первых, понятными, во-вторых, привычными, а в-третьих, в большей степени приятными, чем неприятными, как ни парадоксально это звучит.
Таким образом, для того, чтобы сделать негативные воздействия более гуманными, их надо “вплетать”. Например, рывки поводка в начале работы выполняют сигнальную функцию и сочетаются с дачей лакомства. По мере отработки навыка рывки усиливаются и начинают выполнять наказывающую функцию. При этом в случае необходимости дрессировщик для восстановления позитивного эмоционального состояния животного использует принцип компенсации или замены. (Более подробно читайте об этом в разделе статьи, посвященном проблемам взаимопонимания).

При планировании применения тех или иных методов воздействия необходимо учитывать породные и индивидуальные особенности вашего питомца и его возраст. Применяемые воздействия должны быть последовательными, а их сила и длительность меняться в соответствии с планом дрессировочной работы.

Доброе, бережное и чуткое отношение к собаке есть та мера гуманности, человечности и здравого смысла, которой следует придерживаться при воспитании, обучении и дрессировке.

Таким образом, бытующие в настоящее время представления о гуманном отношении к собаке, в большинстве случаев, по моему мнению, неверны, и их следует пересмотреть.

СОВЕТ №11:
В начале обучения отрицательные воздействия используйте не как принуждающие, а как объясняющие (сигнальные), увязав их с чем-нибудь приятным (лакомство, игра). Сигнальные воздействия преобразуйте в негативные лишь тогда, когда убедитесь, что они приятны Вашему питомцу и вызывают приятные эмоции. Это позволит "вплести" негативные воздействия без значительного подавления собаки. Дозируйте силу воздействия таким образом, чтобы у собаки появились желания их избежать до начала применения, но при этом не возникало неадекватной ситуации поведения. При необходимости компенсируйте подавляющий эффект отрицательных воздействий с помощью игры или лакомства. При обучении животных, склонных к конфликту, применяйте неприятные воздействия сначала на удалении от дрессировщика.


Чтобы грамотно воспитывать и дрессировать щенка, нужно его понимать. Поэтому одной из важнейших проблем, с которыми сталкивается начинающий собаковод, является проблема взаимопонимания.

Эту проблему можно решить, научившись общаться с собакой. Полноценное общение предполагает не только искренние отношения между партнерами, основанные на тесном психо-эмоциональном контакте и доверии, но и непрерывный, целенаправленный обмен информацией.




Продолжение в следующем номере …

http://sprositeywestie.my1.ru/publ/5-1-0-23

Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 93
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



<Породный форум о тайских риджбеках> "К-Дизайн" Вся правда о тайских риджбеках МегаДоски Щенки тайского риджбека и все об этой породе Рейтинг лучших сайтов мира собак
Щенки тайского риджбека МегаДоски Тайский риджбек