АвторСообщение





Сообщение: 183
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.09 12:37. Заголовок: «СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРЕССИРОВКИ» В.С.Варлаков, И.И.Затевахин


Великолепный дрессировщик и учёный Валерий Степаныч Варлаков.




Варлаков Валерий Степанович - в недалеком прошлом научный сотрудник Института нормальной физиологии АМН. Научные интересы связаны с изучением рассудочной деятельности и других сложных форм поведения. Занимается также изучением нейрохимии поведения и индивидуальных различий животных. Дрессировкой увлекается более 35 лет. За это время В.Варлакову удалось разработать оригинальную методологию и методику дрессировки, основанную на фундаментальных теориях. В собаке видит партнера и личность, а не объект дрессировки. Дрессировочная система, разработанная Варлаковым, направлена прежде всего на психическое развитие собаки как личности. Отличительными особенностями его системы является "дрессировка через понимание", гуманность используемых методов, эффективность средств контроля поведения. Такой подход позволяет достигать высокого качества на практике при дрессировке собак любой породы.








«СИСТЕМНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДРЕССИРОВКИ» (В.С.Варлаков, И.И.Затевахин)
Статья из книги "О чём лают собаки" 1991 г.



Не кажется ли вам странным, что для управления собакой не требуются права, аналогичные тем, которые выдаются для управления автомобилем? А ведь собака "устроена" значительно сложнее любого самого современного автомобиля, и, соответственно, управлять ею непросто. Очевидно, для того чтобы правильно обучать и дрессировать собаку, владелец должен хотя бы в общих чертах иметь представление о механизмах, последующих поведение собаки, и о теоретических принципах, лежащих в основе дрессировки.

Авторы этой статьи по роды своей деятельности занимаются изучением поведения животных и одновременно являются дрессировщиками с большим опытом практической работы с собаками. Поэтому, с одной стороны, им хотелось обобщить приобретенный опыт, а с другой - представить этот опыт в рамках современных научных концепций, которые за последнее время претерпели значительные изменения.

Нужно сказать, что наибольшее влияние на развитие современных научных представлений физиологического и зоопсихологического направлений, так и работы современных этологов. К первым можно с уверенностью отнести работы представителей школы П.К.Анохина и "постскинеровского" течения в американской зоопсихологии, ярчайшим представителем которого является К.Прайор. (Советские читатели знают ее замечательные книги "Не рычите на собаку" и "Несущие ветер"). Любители животных, интересующиеся зоосоциональным поведением, несомненно, помнят работы А.Д.Пояркова, которые во многом сформировали в нашей стране современные взгляды на "социальное" поведение животных и заложили фундамент для понимания организации "социального" поведения собаки. Эти исследования позволили спроецировать закономерности, лежащие в основе "социальной" организации стай собак, на взаимоотношения, складывающиеся между собакой и дрессировщиков, собакой и членами семьи человека, в которую на тех или иных правах включается собака.


На первый взгляд, дрессировка собаки кажется простым, не требующим больших знаний делом, но это совсем не так. Дрессировка представляет собой сложный, многоступенчатый процесс, изобилующий многими "ловушками" для дрессировщика. Вместе с тем мы считаем: достаточно понять, что в основе любой дрессировки лежат несколько основных принципов, применяя которые, можно успешно дрессировать любое животное - от аквариумных рыбок до собак и дельфинов (и даже, как блистательно доказывает нам К.Прайор, людей).

Мы не ставили перед собой задачу ответить на все вопросы, связанные с теорией и практикой дрессировки, и поэтому нам бы хотелось, чтобы эта работа не воспринималась как некое законченное руководство, в котором описывается, как нужно формировать тот ли иной конкретный навык. Широкий круг любителей собак (каждый из которых представляет собой потенциального или состоявшегося дрессировщика) нуждается, по нашему мнению, прежде всего в определенном минимуме знаний, куда входят сведения по физиологии, зоопсихологии, этологии собак, с одной стороны, и некоторых основных принципов дрессировки - с другой.

Таким образом, в первую очередь наша цель - помочь начинающим и уже состоявшимся любителям собак по-новому увидеть себя и свою собаку, понять, что определяет поведение собаки в процессе дрессировки, правильно построить свои отношения по биологии собаки и физиологии обучения и по возможности основные принципы, лежащие в основе обучения и дрессировки.



1. СОБАКА В СЕМЬЕ.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ


1.1. Эволюция взаимоотношений.


История взаимоотношения человека и предков современной домашней собаки уходит в далекое прошлое. Наиболее вероятно, что сама природа подтолкнула человека и предков собак друг к другу.

Первым этапом "сближения" являлось формирование межвидовых агрегаций (объединений) - образований весьма обычных у многих млекопитающих (копытных, дельфиновых). В межвидовых агрегациях хищников - будь то дельфины или наземные хищники - каждый из видов, входящий в такое объединение, выполняет какую-либо функцию, взаимодополняя и взаимодействуя друг с другом. По-видимому, функциональное значение предков собак в такой агрегации сводилось к сторожевым функциям, то есть к обнаружению и загону добычи, а главной функцией человека было ее умерщвление. Соответственно у стола человека постоянно кормилась группа животных (собак) разных поколений. Постепенно, на протяжении длительного времени, поколение сменялось поколением, и у собак шел отбор на большую приспособленность к сосуществования с человеком, по существу, отбор на "лояльность" к человеку. Предки блоков на этом этапе выбрали другой путь - путь самостоятельного развития, на определенном этапе эволюции человеческого общества появилась возможность включения собаки в человеческую семью на правах "домашнего животного". Видимо, с этого этапа началось современное породообразование (и первые попытки направленной дрессировки), в процессе, которого человек, используя такой мощный рычаг, как искусственный отбор, формировал высокоспециализированные по своим функциям породы. Причем кроме закрепления определенных рабочих качеств и экстерьерных отличий этот отбор усиливал и закреплял главное качество собаки - лояльность по отношению к человеку.



1.2. Биосоциальные предпосылки.

Естественные вопрос: на основании каких биологических механизмов (и, если быть более точным, на основании каких видовых биосоциальных особенностей) самая недрессированная собака является большим членом человеческой семьи, нежели самая дрессированная кошка (хотя владельцы кошек, по-видимому, не согласятся с этим утверждением). Ответ на этот вопрос следует искать, прежде всего, в том, что собака - существо общественное (социальное), а кошка - животное одиночное. Этот общепринятый тезис, нам кажется, необходимо несколько расшифровать и ознакомить читателя с некоторыми представлениями о социальной организации собак.

До последнего времени в специальной литературе господствовали взгляды на групповую организацию животных как на некоторую линейную систему. То есть главным механизмом внутригрупповой организации считали доминантную иерархию, а его выражением - так называемый "порядок клевания". Согласно этой концепции всех особей в группе можно выстроить в определенном порядке: от самого сильного и "злого" до самого слабого и неагрессивного. При этом мерилом ранга являлось доминирование (приоритетный доступ) к тому или иному ограниченному ресурсу (корму, самке, воде и т.д.). В процессе дальнейших исследований оказалось, что такой взгляд достаточно однобок. Выяснилось, что, во-первых, каждое животное в природных условиях проявляет максимальную настойчивость и усилие за обладание ограниченным ресурсом в различных ситуациях, так, в частности, у собак (по наблюдениям А.Д.Пояркова) одна особь может доминировать при конкуренции за самку, оставаясь более пассивной в других ситуациях, другая - в соревновании за пищу. Во-вторых, оказалось, что объединение нескольких особей успешно противостоит более сильной особи и даже может "свергнуть" ее с позиции лидера. На наш взгляд, эти сложные явления в социальной организации групп животных объясняются следующим образом. Любую организацию особей ниже популяционного уровня (стая, стадо, группа, семья и т.д.) можно представить в виде многомерного пространства, которое заполняет социальная среда - совокупность связей, взаимодействий и взаимоотношений особей в группе. В этом многомерном пространстве, по аналогии с принятыми понятиями, выделяются многомерные социальные ниши, занимаемые той или иной особью. Границы социальных ниш определяют границы (потенциальные или реализованные выполнения особью той или иной функции в стае/группе/). Другими словами, социальная ниша - это то место, которое животное занимает в группе. Если представить грубую аналогию с семьей человека, то получается следующая картина. В семье грубо можно выделить следующие социальные ниши - отца, матери, детей. Однако в пределах этих ниш ролевые функции могут несколько разниться: в одной семье отец ходит на работу каждый день, а мать не работает и занята хозяйством и воспитанием детей; в другой - отец ходит на работу "сутки через двое" и активно помогает матери по хозяйству и в воспитании детей и т.д. Все же совокупность функций особи в стае называется социальной ролью. В пределах социальной ниши, занимаемой особью, формируется ее социальная роль. Социальное окружение (то есть другие особи группы) формирует границы социальной ниши или границы действий социальной роли. У бродячих собак А.Д.Поярковым выделялись роли "лидера" (животное, на которое в большей степени ориентируют свое поведение другие особи в группе), "пограничника" (животное, которое "берет на себя" инициативу во время пограничных конфликтов, но лишь при санкционирующей поддержке "лидера") и др.

Однако в каждой группе эти роли неизбежно имеют только данной группе присущие социальные границы, сформированные их непосредственным окружением, а также индивидуальными особенностями самой собаки. (Если вернуться к аналогии с человеческой семьей, то социальная роль отца, каждый день работающего и принимающего малое участие в домашнем хозяйстве, будет несколько отличаться от роли отца, работающего не каждый день и принимающего активное участие в домашнем хозяйстве. Таким образом, ниша отца "добытчика" материальных благ одна в обоих случаях, а ролевые функции несколько отличаются). Каждая из особей имеет свои особенности - стремление к лидерству, уровень агрессивности, устойчивость (сила) нервной системы и т.д. Потенциально наиболее обширной социальной нишей обладают животные, играющие роль лидера. Они имеют максимальную свободу в принятии решений в той или иной ситуации.

Эти на первый взгляд отвлеченные рассуждения имеют прямое воплощение в реальных взаимоотношениях между человеком и собакой. Семья, в которой находится собака, представляет собой своеобразную разновидную социальную группу (двухвидовую), причем, как бы ни воспринимал собаку ее хозяин, она ведет себя в этой группе в соответствии со своими законами. Естественно, что "собачьи законы" определяются наследственным комплексом, обусловливающим потенц

Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]







Сообщение: 184
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.09 12:39. Заголовок: 2.3. Системная орган..


2.3. Системная организация диады "человек-собака".

Обычно взаимодействия дрессировщика и собаки рассматриваются таким образом: дрессировщик является активным участником дрессировочного процесса, а собака - пассивным, дрессируемым объектом. На самом деле все обстоит значительно сложнее. Как уже отмечалось выше, формируется по тем же законам, что и поведение дрессируемой им собаки. В процессе обучения посредством взаимной заинтересованности дрессировщика и дрессируемой собаки мы наблюдаем не взаимодействие, а взаимодействие двух доминирующих функциональных систем, опосредующих поведение членов диады "человек-собака". В результате такого функционального взаимодействия формируется, по существу, новая функциональная система более высокого иерархического уровня. В ее основе лежат многосторонние взаимные интересы дрессировщика и собаки друг в друге, базирующиеся как на взаимных положительных и отрицательных подкрепляющих воздействий, так и на социально-ролевых отношениях между ними. Деятельность такой "суперсистемы" направлена на поддерживание высокой степени устойчивости диады (многогранные взаимные интересы членов диады друг в друге - основа ее устойчивости). Таким образом, присп

Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 185
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.09 12:40. Заголовок: 3. Заключительный эт..


3. Заключительный этап автоматизации навыка.

Занятия проводятся в местах, где много отвлекающих факторов.

а) Режим положительных подкрепляющих воздействий.

На этом этапе производят постепенное уменьшение вероятности получения подкреплений от 50 процентов до нуля.

б) Режим отрицательных подкрепляющих воздействий.
Отрицательные воздействия в случае отказа собаки от выполнения навыка применяются в 100 процентах случаев невыполнения и при этом достигают значительной силы. Постепенное усиление степени отрицательных воздействий позволяет осуществить плавный перевод сформированного навыка на базу мотиваций активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика и при этом сохранить общий положительный эмоциональный фон у собаки.

в) Постепенное уменьшение количества применения условных положительных подкрепляющих воздействий.

г) Постепенное увеличение количества и длительности выполнений навыков, с обязательным чередованием периодов работы и отдыха.



Третий этап - полная автоматизация навыка.

Критерием автоматизации навыка является быстрое, точное и стереотипное выполнение его сразу после первой команды дрессировщика (независимо от окружающей обстановки).


На этапе окончательной автоматизации навыка значение команды (санкционирующего стимула) резко возрастает и начинает играть решающую роль в управлении поведением собаки. Это, по-видимому, происходит за счет обеднений функциональной системы, обеспечивающей навык. Обеднение функциональной системы связано с окончательным выбором собакой наиболее эффективной программы поведения, что обусловлено правильными, последовательными, стереотипными и, прежде всего целенаправленными воздействиями на собаку со стороны дрессировщика. Другими словами, на стадии окончательной автоматизации навыка из структуры функциональной системы навыка, на начальном этапе его реализации, практически выпадает стадия принятия решения (стадия выработки оптимальной программы поведения). На этом этапе обучения у собаки полностью отпадает необходимость в принятии, какого то ни было, решения, так как лишь одна из программ поведения в процессе дрессировки всегда оказывалась высокоэффективной (то есть приводила к достижению цели и результата), а все остальные оказывались крайне неэффективными (так как, либо вообще не подкреплялись дрессировщиком, либо подкреплялись отрицательными воздействиями).


Автоматизация навыка достигается следующими методическими приемами.
а) Вероятностная схема положительных подкрепляющих воздействий с постепенным снижением их
относительного количества от этапа к этапу формирования навыка.

б) Постепенная замена базовых подкреплений (на основе которых формировался навык, например пищевых) на не основные положительные подкрепляющие воздействия (различные варианты ласки, игры и т.п.) и на условные положительные воздействия (типа "Хорошо").

в) Применение "контрастного" метода дрессировки (своевременного чередования отрицательных подкрепляющих воздействий с положительными), основной целью которого является создание помимо основной мотивации, на базе которой изначально формируется навык (пищевой или игровой), дополнительной мотивации активного избегания неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Суть метода заключается в том, что в определенный момент времени за счет целенаправленных воздействий со стороны дрессировщика мотивация избегания становится доминирующей, после чего ее вновь сменяет базовая.

г) Введение постепенного и последовательного усиления отрицательных подкрепляющих воздействий со стороны дрессировщика при одновременном уменьшении их количества. Этот методический прием приводит к возрастанию контраста между положительными и отрицательными подкрепляющими воздействиями и практически к изменению взаимоотношений между дрессировщиком и собакой. При этом мотивация активного избегания собакой неприятных воздействий со стороны дрессировщика приобретает яркую социальную окраску и фактически трансформируется в поведении подчинения дрессировщику как вожаку (если она раньше не воспринимала дрессировщика как вожака) с появлением характерных поз подчинения. Это приводит также к тому, что происходит уточнение границ ролевых функций собаки в рамках отрабатываемого навыка и по отношению к дрессировщику.

д) Поэтапное увеличение требовательности к чистоте и точности исполняемого навыка (то есть соблюдение этапных границ его выполнения).


Это приводит к тому, что коренным образом перестраиваются отношения в диаде "человек-собака". В начале процесса формирования навыка устойчивость, основанная на взаимной заинтересованности друг в друге, была обусловлена со стороны собаки желанием в пище или игре, а со стороны дрессировщика заинтересованность в выполнении собакой определенного навыка.

Приведенная выше схема дрессировки коренным образом меняет эти отношения, у собаки и дрессировщика появляется взаимный интерес к "правильной" работе. Это объясняется тем, что в их отношениях совместной деятельностью посредством доставления друг другу положительных эмоций, которые в дальнейшем в значительной степени определяет устойчивость диады "дрессировщик-собака".

Таким образом, на данном этапе дрессировки для собаки, по-видимому, основным результатом, на который направлено ее поведение, становится позитивно-эмоциональный результат, получаемый через социальный контакт с дрессировщиком на уровне эмоционального общения с ним. Другим, по-видимому, не менее важным результатом для собаки является получение ею позитивно-эмоционального подкрепляющего результата за счет постоянного соответствия сличаемых программ - реализуемой и программируемой, - и, вследствие этого, само по себе безошибочное выполнение действия (навыка) начинает выполнять функцию подкрепления. Говоря другими словами, правильное выполнение собакой отработанного навыка доставляет собаке такую же радость, как если бы она за него получила пищевое или игровое подкрепление со стороны дрессировщика.


Приведем пример с формированием простого навыка у собаки - посадки по команде "Сидеть".
Соблюдая принцип "обеднение среды", обучение собаки лучше всего начинать дома. Перед кормлением возьмем собаку на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду "Сидеть", мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу животного зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх и назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и, если ей немного помочь - придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получит порцию пищи, "условное подкрепление" - "Хорошо" и ласку. Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды "Сидеть". Однако нам необходимо, чтобы собака по команде не только садилась, но и оставалась в этом положении некоторое время. Поэтому определяем для себя, что подкреплять пищей мы будем не только посадку собаки после команды "Сидеть", но и выдержку ее в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приема команды "Гуляй" (или какой-либо другой команды, например "Рядом"). Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды "Сидеть" (желательно одной) и выдержка ее в таком положении вплоть до отмены команды.


Теперь нашей главной задачей будет понятно объяснить собаке свои требования. Для этого, как только собака после команды "Сидеть" примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем многократно повторять: "Хорошо", "Хорошо" и т.д., что означает в нашем с собакой "языке": "Делаешь правильно". Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем ее действия - в данном случае выдержку - кусочком пищи и условным подкреплением "Хорошо". Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же дадим команду "Сидеть", а если она не сядет сама, усадим ее с помощью поводка насильно. Как только собака примет прежнее положение, вновь последует условное подкрепление - "Хорошо" (делаешь правильно), но реального подкрепления (кусочка пищи) сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении "сидеть". Так постепенно, но достаточно быстро мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде "Сидеть", так как за это получает кусочек пищи (положительное подкрепляющее воздействие), и находиться некоторое время в этом положении (за что она тоже получает подкрепление - пищу), и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это ее ругают (условное отрицательное подкрепляющее воздействие) и, воздействуют поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие), да при этом пищу не дают.

Вот таким или примерно таким образом, происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы "языка" общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приема, используются элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем технических средств).

Итак, мы завершили этап взаимных объяснений, на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплен навык посадки после команды "Сидеть". Однако если мы посчитаем, что навык уже отработан и подготовленную таким образом собаку поместим в незнакомую обстановку, насыщенную отвлекающими факторами, и попытаемся посадить ее по команде, по-видимому, это у нас не получится. Собака вместо посадке после команды "Сидеть", скорее всего, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти либо в игровое, либо в оборонительное поведение.


Чтобы избежать подобных сбоев, на следующие этапе - "автоматизация навыка", - продолжая работу в условиях обедненной обстановки, постепенно с помощью воздействий поводка мы вводим более жесткий контроль за соблюдением собакой грани сформированного навыка. Например, если на этапе "взаимных объяснений" собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на этом этапе мы добиваемся от нее устойчивой посадки независимо от нашего месторасположения. При этом значительно возрастает темп работы (команду "Сидеть" подаем своевременно, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро) и, кроме того, максимально стереотипизируются производимые нами действия. То есть, быстро перемещаясь по дрессировочной площадке, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встает, заваливает набок передние ноги и т.д.), и незамедлительно поправляем ее, воздействуя поводком. В том же случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем ее правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие "Хорошо", кусочки пищи и ласку, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть максимально однообразны.


Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкрепляющих воздействий на вероятностный. Для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда - нет. Это побуждает ее вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки. Так же постепенно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т.д.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий плавно увеличиваем.


После того как мы добились от собаки четкого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обедненной дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложненных условиях: в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Делать это следует постепенно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте для выгула собак (в их отсутствие), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей собаке индифферентно, и т.д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой проходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и четкого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако в зависимости от характера этих условий степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки, в положении сидя, дальность ухода от собаки и т.д.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго регламентировать. Так как в зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психическую нагрузку, а работоспособность нервной системы не беспредельна, то нагрузку необходимо ограничивать. Собака всегда, вне зависимости от внешних условий, четко и быстро должна выполнять навык посадки сразу после первой поданной нами команды, без применения как положительных (пищевых), так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого снимается поводок и с собакой продолжают работать без поводка. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие "Хорошо" применяется все реже и реже, а затем заменяется просто молчание дрессировщика.



3.6. Стадии дрессировочного процесса.

Подобно тому, как процесс формирования любого навыка имеет свои этапы, так и весь дрессировочный процесс в целом можно разбить на определенные стадии и этапы.

Каждая стадия выражает некие объективные характеристики, отражающие некоторые "социальные" отношения между дрессировщиком и собакой. Естественно, что они как внутри каждой стадии, так и в течение всего дрессировочного процесса претерпевают некоторую эволюцию, и теоретически окончание дрессировочного процесса подразумевает стабилизацию этих отношений. На практике получается не совсем так. Таким образом, основным объектом нашего внимания будут стадии дрессировочного процесса, рассматриваемые под углом зрения взаимоотношений дрессировщика и собаки.


Следует помнить, что на любой стадии дрессировки процесс обучения обязательно включает в себя три главных этапа:

1. Начальное обучение.
2. Обучение с использованием вероятностного режима в условиях различных дрессировочных ситуаций.
3. Автоматизация навыка.



Итак, рассмотрим стадии дрессировочного процесса.

Стадия 1. Адаптация

Фаза 1. Установление контакта.

Дрессировки животного следует начинать с установления контакта между дрессировщиком и собакой, то есть тех взаимоотношений, когда владелец и собака могут с той или иной вероятностью прогнозировать действия друг друга. На практике этот период дрессировки может занимать различные по длительности отрезки времени и практически совпадать с собственно адаптацией - второй фазой стадии дрессировочного процесса.


Для того чтобы добиться с собакой "взаимопонимания", дрессировщик должен использовать определенные приемы, воздействующие на потребностно-эмоциональную сферу животного. На этом этапе владелец должен много играть с собакой, положительно подкрепляя желательные ему формы поведения и отрицательно - нежелательные (скажем, попытки агрессии). Этот метод довольно ярко описан известной дрессировщицей и ученым К.Прайор в книге "Не рычите на собаку". В целях возможно более сильной ориентации собаки на владельца следует использовать пищевую мотивацию, то есть
работать с сильно голодной собакой, подкрепляя желательные для дрессировщика действия кусочками пищи. Наиболее эффективно занятия на этой стадии проходят в процессе прогулок владельца с собакой, когда игра, отдых и работа представляют собой единый процесс.


Таким образом, при использовании дрессировщиком такого подхода, при котором он является "распределителем благ", животное постоянно держит дрессировщика в центре своего внимания, быстро различает действия, вызывающие ваше одобрение и неодобрение. Если вы будете последовательны, а ваши действия адекватны, то собака будет демонстрировать нежелательные формы поведения все реже и реже. Попросту говоря, используя в дрессировке на стадии налаживания "контакта" с животным политику "кнута и пряника" (контрастного метода дрессировки), вы помогаете собаке научиться прогнозировать (до определенной степени) ваше поведение и соответственно строить свое.


Фаза 2. Собственно адаптация.

Как уже говорилось выше, на практике, особенно в процессе работы с крупными и агрессивными собаками, первая и вторая фазы адаптации практически совпадают. Однако если рассматривать эту стадию в "чистом" виде, то главной задачей второй фазы и всей стадии адаптации в целом следует рассматривать стабилизацию ролевых взаимоотношений владельца, членов его семьи и собаки, то есть формирование социальной ниши собаки в семье владельцев.


По существу, эта стадия обеспечивает создание нормальных предпосылок для взаимовыгодного и стабильного сосуществования владельца и собаки.
Основным средством установления "рамок" поведения собаки является также контрастный метод дрессировки, но с преобладанием "пряника", а не "кнута" (то есть когда основная дрессировочная работа выполняется с использованием сильной пищевой мотивации). Задача дрессировщика на этом этапе состоит в том, чтобы с помощью формирования у собаки нескольких основных навыков общего послушания полностью перестроить свои взаимоотношения с собакой, определив ей соответствующее место в социальном пространстве семьи. В круге обязательных (для этой стадии дрессировки) следует отметить следующие приемы (навыки): подход к дрессировщику по команде "Ко мне", нахождение у ноги дрессировщика по команде "Рядом", четкое выполнение команд "Сидеть", "Лежать" с достаточной выдержкой собаки в этом положении, уход и нахождение собаки на обозначенном дрессировщиком месте по команде "Место" в обедненных средовых условиях (дома у владельца). Естественно, что полностью сформированным любой из этих навыков может считаться лишь при полной автоматизации его реализации.


На этой стадии дрессировщиком вводятся условные отрицательные подкрепляющие воздействия ("Фу", "Нельзя" и т.п.) - сигналы, прекращающие любую нежелательную деятельность собаки. На этом этапе обучение и дрессировки у владельца и собаки должен окончательно сформироваться "язык" (зачатки которого появляются еще на стадии "контакта"). В дальнейшем "язык" будет лишь развиваться, и обогащаться при обучении собаки новым навыкам.


Со стороны владельца "язык" характеризуется рядом приказов, которые санкционируют запуск тех или иных языков и их отмену по акустическому (с помощью голоса) и зрительному (с помощью жестов) каналам, а также набором различных слов, жестов и интонаций, демонстрируемых владельцем в процессе общения с собакой, которые отражают, прежде всего, его эмоциональное состояние (в том числе условные подкрепляющие воздействия). Со стороны собаки это "язык" в идеальном случае (когда дрессировщик обращает внимание на весь поведенческий репертуар собаки, демонстрируемых ею в самых различных ситуациях, - общение с владельцем, собаками на улице, членами семьи владельца и т.д.) - совокупность всех форм и элементов поведения, а также акустических сигналов, производимых собакой в процессе ее жизнедеятельности. В худшем случае "язык" собаки (с точки зрения дрессировщика) включает в себя лишь те элементы и формы поведения, а также акустические сигналы, которые демонстрируются животным в процессе общения с дрессировщиком.


На этой стадии дрессировочного процесса, кроме установления четких границ выполнения навыка и его автоматизации, дрессировщик должен стремиться максимально расширить сферу ситуаций, в которых собака должна ориентировать свое поведение на него. То есть необходимо заранее продумать и спрогнозировать ситуации, в которых выполнение навыка (или навыков) для собаки затруднено и в которых животное может выйти из-под контроля. После определенного набора и "обкатки" взаимодействий дрессировщика и собаки в условиях различной дрессировочной обстановки животное начинает "согласовывать" свое поведение с поведением дрессировщика на необходимом уровне. То есть собака начинает признавать дрессировщика "лидером", поведение которого определяет поведение "ведомого" (собаки). Это не означает автоматизацию поведения собаки до уровня "живого робота", а лишь знаменует собой окончательный "раздел" социального пространства в группе "человек-собака" на социальные ниши.


Разумеется, что расширение сферы ситуаций, в которых выполняются базовые навыки, правомочно лишь после четкого их обучения в условиях обедненной среды. Кроме того, на этой стадии у ряда собак отмечается такой любопытный феномен, как увеличение "социализации" поведения. Она характеризуется стремлением собаки активно "согласовать" свое поведение с дрессировщиком, что выражается в таком всем знакомом поведении собаки, как ориентация на владельца в момент изменения направления движения при нахождении на незнакомой территории и т.д. Некоторые собаки в такие моменты буквально "заглядывают в глаза" своему владельцу. Другие, стараясь "угодить" дрессировщику, могут спонтанно (без команды) демонстрировать отработанные навыки, например по преодолению препятствий (барьеров, бумов, лестниц). Такое поведение, безусловно, означает признание собакой за владельцем лидерских позиций. В его основе лежит, по-видимому, потребность собаки в социальной поддержке и соответствующая ей специфическая мотивация, которая стимулирует и направляет "социальное" поведение в рамках диады "человек-собака". Конечным результатом поведения собаки является "одобрение" лидером соответствующего задачам формируемых навыков поведения. "Одобрение" может, вероятно, демонстрироваться лидером, по крайней мере, в двух видах: в виде "активного" одобрения и в нейтральном виде (то есть при сильной "социальной" мотивации отсутствие отрицательных подкрепляющих воздействий само по себе является подкреплением).


Стадия 2. Формирование сложных навыков.

После того как взаимоотношения в диаде "человек-собака" установились, выработан "язык" общения между владельцем и животным, можно приступить к формированию сложных навыков (сказанное, однако, не запрещает попыток постепенного формирования сложных навыков и на стадии адаптации). К ним можно отнести различные "цепи" поведенческих актов, то есть навыки, включающие в себя несколько более простых элементов - навыков. К таким сложным навыкам относятся апортировка, различные нормативные упражнения по преодолению препятствий (взятию барьера с последующим возращением в положение "рядом" у ноги владельца), различные управления в рамках специальных служб (охрана вещи, выборка вещи, задержание "нарушителя" и т.д.).


С позиции "социальных" отношений эта стадия характеризуется стабилизацией, но не окончательной, ролевых функций собаки и окончательным установлением границ социальной ниши. Выработку навыка здесь существенно облегчает усилившаяся "социализация" собаки, которую можно трактовать и как желание животного угодить владельцу-лидеру.


При обучении собак специальным навыкам особое внимание требуется уделять контролю за выполнением навыков. Естественно, что после начального обучения, когда животное уже связало выполнение навыка с подачей сигнальной команды, необходимо еще более точно очертить границы формируемого навыка, а затем автоматизировать его выполнение. На данном этапе, кроме разучивания новых сложных навыков, необходимо добиваться четкого и быстрого выполнения по команде уже сформированных навыков (в любой ситуации и при любых обстоятельствах). Автоматизация базовых навыков спасли жизнь не одной собаке, когда владелец, подавая команду "Ко мне", буквально выдергивал животное из-под колес автомобиля, куда его приводила бешеная погоня за кошкой. Эффективно решать эту задачу дрессировщику позволяет использование контрастного метода дрессировки (за счет регуляции смены у животного доминирующих мотиваций), а также сложившиеся "социальные" взаимоотношения между членами диады. В рамках второй стадии необходимо добиться автоматизации базовых навыков и успешно освоить обучение собаки сложным навыкам.



Стадия 3. Обучение специальным навыкам.

Эта стадия дрессировки может следовать сразу после стадии адаптации, поскольку для формирования специальных навыков у собаки не является обязательным обучение ее сложным навыкам. Хотя большинство специальных навыков вырабатывается после прохождения второй стадии обучения, зачастую специальные навыки также являются сложными навыками ("цепи" поведенческих актов), как и формируемые на второй стадии.


В плане "социальных" отношений (в широком смысле) отличительной чертой стадии будет видоизменение в процессе обучения специальным службам (караульной, защитной, розыскной) ролевых функций животного. Однако взаимные позиции владельца и собаки (их социальные ниши и их границы) должны оставаться неизменными (то есть, несмотря на расширившиеся ролевые функции собаки, дрессировщик по-прежнему должен оставаться для нее безусловным лидером).


Обучение специальным службам представляет собой наиболее сложную стадию дрессировки, поскольку подразумевается расширение диапазона деятельности собаки и принятие в процессе "несения службы" самостоятельных решений.


Здесь владелец должен особое внимание обращать на поэтапное и постепенное формирование сложных навыков путем последовательной проработки навыков-элементов входящих в их состав. В качестве базовой можно использовать любую мотивацию, соответствующую задачам формирования навыка. В рамках защитной или караульной служб агрессия формируется на базе потребности в самосохранении или же тех или иных конкурентных взаимодействий между помощником (который изображает злоумышленника) и собакой за жизненно важный для собаки субъект или объект. При обучении собаки сложным навыкам (задержание нарушителя, охрана вещи и др.) следует использовать метод оперантного обучения, при этом первоначально отрицательные подкрепляющие воздействия по отношению к ней желательно не применять. Дрессировщик обязан создать такие условия занятий, в рамках которых при обучении специальным навыкам животное всегда бы достигало прогнозирующего результата. Положительные подкрепляющие воздействия собака получает лишь тогда, когда демонстрирует то или иное поведение, желательное для дрессировщика (обычно в начале обучения это не весь сложный навык, а лишь часть его). Например, характер и сила "хватки" тряпки, которой помощник дразнит собаку, должны одновременно являться первоначальной границей формируемого навыка (целью дрессировки на начальном этапе), определяемой дрессировщиком в процессе планирования своих действий, и результатом деятельности собаки. Условия для реализации такой дрессировочной программа должны создаваться самим дрессировщиков, который должен сформировать у собаки адекватную задаче исходную биологическую или социальную потребность, удовлетворяя которую собака может достигнуть прогнозируемого результата, при этом вы целом ее эмоциональное состояние должно быть положительным. Как и на всех других стадиях, на стадии специальной дрессировки необходимо (и, может быть, важнее, чем на других стадиях) правильно сформировать границы выполнения навыка. Забвение этого правила ведет к тому, что собака может выполнить отработанный навык без санкции владельца, например, броситься на прохожего и покусать его.


Выделенные стадии дрессировочного процесса при кажущейся условности отражают реальное положение дел. Не миновав первой стадии (адаптации), невозможно грамотно выдрессировать собаку (если под дрессировкой понимать данное выше определение).


Таким образом, процесс дрессировки отличается от процесса научения животного в природе тем, что на разных стадиях дрессировщик сознательно и направленно формирует социальную нишу животного и его ролевые функции, в то время как в природе, в процессе научения, животное может формировать свои функции и социальную нишу не только под активным воздействием членов стаи, но и во многом сообразно своим возможностям и имеющимся "вакансиям" на ту или иную роль.



3.7. Основные правила.

В процессе дрессировки требуется неукоснительно соблюдать основные правила, или так называемые правила трех "П": постоянство, постепенность, последовательность.

1. Постоянство.
Дрессировку животного следует строить по такой схеме, при которой ее обучение происходило бы в процессе повседневного общения с дрессировщиком. Таким образом, не следует разграничивать периоды, когда собака дрессируется, от периодов отдыха. Это тем более важно, что послушание или применение специальных навыков требуются от собаки не в условиях дрессировочной площадки, а в повседневной жизни (разумеется, специальную дрессировку трудно вынести за рамки дрессировочной площадки, однако здесь постоянство достигается за счет смена мест дрессировки, смены помощников и т.д.). Режим постоянства в условиях обучения собаки на стадии адаптации достигается тем, что весь цикл бодрствования собаки во время общения ее с владельцем разбивается на более или менее продолжительные периоды дрессировки (прогулок, игр), чередующиеся между собой. При таком режиме собака не устает, ее внимание фокусируется на дрессировщике и, таким образом, она всегда готова выполнить его команду. Помимо прочего, именно таким образом складываются ролевые отношения дрессировщика и собаки, достигается их постоянное взаимопонимание (контакт) без привязки этих отношений к одному месте - дрессировочной площадке. Поясняя эту мысль, заметим, что при распространенном в настоящее время режиме дрессировки, когда собака главным образом обучается раз в неделю в течение двух часов в одном месте, дрессировщик получает "на выходе" собаку, которая делает все, что ей положено, но только на дрессировочной площадке (если курс обучения прошел успешно).


2. Постепенность. Данное правило касается режима занятий, вернее, той его части, которая затрагивает выносливость животного к предъявляемым в процессе занятий нагрузкам (как физическим, так и нервно-психическим). В процессе дрессировки бывает сложно избежать физического и психического утомления животного. Здесь важно помнить, что собаку лучше недогрузить, чем перегрузить. Причем это правило касается не только одного занятия, когда применение первого "П" практически предотвращается нервно-психические перегрузки, но и целых циклов. Например, на стадии адаптации установление "социальных границ" следует производить постепенно, то есть не следует пытаться добиться от животного желаемого конечного результата сразу, воздействия него (особенно отрицательные подкрепляющие воздействия) следует усиливать постепенно.
В рамках обучения собаки по курсу защитной службы перегрузки встречаются часто и характеризуются неадекватными данной ситуации элементами поведения собаки, такими, как зевание, почесывание, попытки поймать свой хвост, направленный на помощника лай и т.д. В этих случаях собаке необходимо срочно дать отдых - переключить на другую деятельность (игру с владельцем, прогулку или любую другую альтернативную активность).


3. Последовательность. Это правило включает в себя несколько положений.

Отработка навыков должна производится с постепенным усложнением. Нельзя требовать от собаки выполнения навыка сразу, всегда и везде. Необходимо сначала добиться его четкого выполнения в более простых условиях, после чего можно начинать его отработку в более сложных.

Начиная отработку навыка в более сложных условиях, следует строить обучение таким образом, как будто этот навык отрабатывается впервые. К.Прайор называла такой метод дрессировки "возвращение в детский сад". Иначе говоря, в усложненных условиях необходимо пройти все те этапы обучения, которые проходили в более простых.

Дрессировку следует начинать с обучения более простым навыкам, а затем переходить к обучению более сложным.

Повышать требования к "чистоте" исполнения навыка следует понемногу, так, чтобы у собаки всегда была возможность "заработать" подкрепление. То есть подкреплять на первых этапах необходимо даже нечетко исполненный прием, и лишь постепенно ужесточать требования.

Необходимо разбивать сложные навыки типа "Апорт", "Место", "Охрана вещи", "Задержание нарушителя" на составляющие элементы и на первых этапах подкреплять выполнение каждого из этих элементов в отдельности. Нельзя сразу требовать от животного выполнения всего сложного навыка в целом. Отработав каждый из элементов, следует постепенно объединить их в единую "цепь поведенческих актов", причем построение "цепи" начинается, если можно так выразиться, от "конца к началу", то есть от "финальной: стадии навыка до "начальной".

На начальных стадиях формирования навыка используйте стопроцентное подкрепление правильных действий собаки, постепенно переходя на вероятностный режим подкрепления, что значительно усиливает заинтересованность животного в конечном результате и существенно стабилизирует его работу.

Вводя новые требования к животному при исполнении какого-либо навыка, снизьте требования к не очень важным элементам этого навыка. Например, требуя от животного увеличения скорости возврата на место при выполнении соответствующей команды, не очень ругайте его за неточность и нечеткость "приземления". Постепенно ужесточая требования, добивайтесь чистоту исполнения навыка.

Если качество выполнения требуемого навыка не соответствует, очерченным вами границами и дело застопорилось, повторите весь процесс обучения этому навыку, не минуя ни одного этапа. Так будет намного быстрее и лучше. Здесь также работает правило: "возвращение в детский сад".



Мы надеемся, что приведенные в этом разделе правила трех "П" и закономерности, рассмотренные в других разделах главы, помогут вам и вашей собаке не только избежать нервно-психических перегрузок в процессе дрессировки, но и лучше понять друг друга, увидеть то, чего раньше, возможно, не замечали. К сожалению, ограниченный объем главы не позволил привести практические методы дрессировки (то есть дать рецепты, как формировать те или иные конкретные навыки у собаки), но в будущем мы надеемся восполнить этот пробел.


Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 121
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



<Породный форум о тайских риджбеках> "К-Дизайн" Вся правда о тайских риджбеках МегаДоски Щенки тайского риджбека и все об этой породе Рейтинг лучших сайтов мира собак
Щенки тайского риджбека МегаДоски Тайский риджбек