АвторСообщение





Сообщение: 172
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.09 22:43. Заголовок: В.С. Варлаков "Зачем собаке учиться? И как ее учить?"


Великолепный дрессировщик и учёный Валерий Степаныч Варлаков.




Варлаков Валерий Степанович - в недалеком прошлом научный сотрудник Института нормальной физиологии АМН. Научные интересы связаны с изучением рассудочной деятельности и других сложных форм поведения. Занимается также изучением нейрохимии поведения и индивидуальных различий животных. Дрессировкой увлекается более 35 лет. За это время В.Варлакову удалось разработать оригинальную методологию и методику дрессировки, основанную на фундаментальных теориях. В собаке видит партнера и личность, а не объект дрессировки. Дрессировочная система, разработанная Варлаковым, направлена прежде всего на психическое развитие собаки как личности. Отличительными особенностями его системы является "дрессировка через понимание", гуманность используемых методов, эффективность средств контроля поведения. Такой подход позволяет достигать высокого качества на практике при дрессировке собак любой породы.


"Зачем собаке учиться? И как ее учить?" В.С. Варлаков
1. Нравится ли собаке учиться?

Почему утром мы просыпаемся и встаем с кровати, затем умываемся, одеваемся, завтракаем и добираемся тем или иным транспортом до работы? Отчего на работе одни из нас отдают все свои силы, другие отбывают там время по необходимости? Однако и те и другие обедают, а, возвращаясь домой после работы, заходят в магазины, ужинают, смотрят телевизор, ложатся спать. Помимо этого мы учимся, много читаем, посещаем выставки и концерты, кино и театр, общаемся со знакомыми, занимаемся спортом, ходим в походы, строим дома и дачи, рожаем и воспитываем детей, заводим животных.

Зачем все это нам нужно? Почему мы делаем это изо дня в день, из года в год? Что движет нами? К чему мы стремимся? На эти и многие другие вопросы, включая и заданный нами в заголовке, позволяет дать ответы теория функциональных систем, разработанная более 50 лет тому назад академиком П.К.Анохиным.
С позиции теории функциональных систем наше с вами поведение в основном определяют естественные биологическ

Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]







Сообщение: 173
Зарегистрирован: 14.04.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.09 22:44. Заголовок: http://s54.radikal.r..




продолжение...

5. Как правильно дрессировать собаку?

1. На первом этапе обучения создают такие условия, чтобы пищевая мотивация стала доминирующей. Для этого основную часть рациона собаке скармливают в процессе дрессировки. Когда мотивация создана, то есть собака хочет есть и готова что-то сделать, чтобы поесть, ей объясняют, чего от нее хотят добиться. Этот этап обучения можно условно назвать «этапом взаимных объяснений» между дрессировщиком и собакой.

Обучение собаки на этом этапе должно проходить в условиях максимального обеднения дрессировочной обстановки. В начале формирования навыка необходимо проводить занятия дома и в местах, где нет посторонних людей и собак. Иначе возрастет вероятность появления конкурирующих мотиваций: игровой, половой, оборонительной и т.д., что сделает невозможным процесс обучения на базе выбранной вами мотивации, и собака потеряет интерес к работе.

Теми или иными способами: с помощью поводка (потягиваний, подергиваний, направляющих рывков), касаний руками, подталкиваний, направления лакомством, подсаживаний, поддерживаний, интонации и т.п. – вы пытаетесь объяснить собаке суть ваших требований. Собака же, если у нее есть заинтересованность (мотивация), пытается понять вас. Иными словами, так как ваша собака «слова не понимает» (вернее, не понимает настолько, чтобы возник речевой контакт), мы заменяем речевое общение языком жестов, движений, интонаций, обеспечивающих взаимопонимание. Перед тем, как «наводить» собаку на выполнение какого-либо навыка, мы Один-два раза произносим санкционирующую команду, которая после автоматизации навыка приобретает значение запускающего стимула. Как только собака выполняет желаемое действие, мы сразу же подкрепляем это действие кусочком пищи или игрой. Характер подкрепления зависит от используемой мотивации, на базе которой строится навык.

Чтобы объяснить собаке, что она выполнила то, что требуется, сразу после завершения нужного действия, а порой и в процессе его выполнения, мы восклицаем «хорошо!», «браво!» и т.п. (вводим условные положительные подкрепляющие действия), что означает для собаки: «делаешь правильно». Дрессировщику необходимо ясно представлять границы формируемого навыка (то есть то, какие именно действия и в каком порядке он будет подкреплять, а какие не будет) и объяснить их собаке. Собака должна четко знать, что правильные действия подкрепляются положительным подкрепляющими воздействиями, а ошибочные не подкрепляются вовсе или подкрепляются отрицательно. Собака должна прочно усвоить, где «черное», а где «белое», и безошибочно отличать их друг от друга.

Приведем пример формирования у собаки простого навыка – посадки по команде «сидеть».

1. Соблюдая принцип «обеднения обстановки», обучение собаки начнем с дома. Перед кормлением возьмем собаку на поводок и расположим ее перед собой. Подавая команду сидеть» (санкционирующий стимул, по нашей терминологии), мы придерживаем собаку за поводок левой рукой, а правой подносим к носу собаки зажатый в ладони кусочек пищи. Как только собака коснется носом ладони с кусочком пищи и попытается достать его, ладонь медленно уводится за голову собаки, вверх и назад (по касательной к голове). Собака тянется за лакомством, задирает голову вверх, и если ей немного помочь – придержать за поводок или легко надавить на круп, - то собака сядет. Сразу после посадки собака получает порцию пищи и «условное» подкрепляющее воздействие – «хорошо!». Несколько таких повторений, и собака будет садиться уже после команды.

Однако, нам необходимо, чтобы собака после команды не только садилась, но и оставалась в этом положении столько, сколько потребуется. Поэтому, определим для себя, что подкреплять пищей будем не только посадку собаки после команды «сидеть», но и выдержку ее в этом положении вплоть до отменяющей выполнение приема команды «гуляй» (или какой-нибудь другой).

Итак, границами навыка на данном этапе у нас будет посадка собаки сразу после команды «сидеть» (желательно одной) и выдержка ее в этом положении вплоть до отмены команды. Теперь наша главная задача объяснить все это собаке. Для этого, как только собака после команды примет соответствующее положение, мы сразу дадим ей кусочек пищи и будем повторять многократно «хорошо!», что на нашем с собакой языке означает: «делаешь правильно». Если собака сохраняет нужное положение, то мы подкрепляем ее действия – в данном случае выдержку – кусочками пищи и «условным» подкреплением «хорошо!». Если вдруг собака попытается встать без разрешения, то мы тут же подадим команду «сидеть», а если она не сядет сама, усадим ее с помощью поводка насильно. Как только собака примет прежнее положение, вновь последует «условное» подкрепление – «хорошо!», но реального подкрепления сразу после этого не последует. Реальное подкрепление собака получит лишь после некоторой выдержки в положении «сидеть». Так, постепенно, но достаточно быстро, мы сможем объяснить собаке, что она должна садиться по команде «сидеть», так как за это получает пищу (положительное подкрепление достигает приспособительного результата), затем находится некоторое время в этом положении (за что ее тоже положительно подкрепляют), и что вставать ей без разрешающей команды нельзя, так как за это ее ругают и, воздействуя поводком, опять сажают на место (отрицательное подкрепляющее воздействие) и пищу не дают.

Вот таким образом (или примерно таким) происходит формирование навыка, в процессе которого создаются новые элементы «языка» общения между дрессировщиком и собакой, определяются границы навыка, вводятся команды, санкционирующие выполнение и отмену приема, используя элементы контрастного метода дрессировки. При этом следует напомнить, что вся проделанная работа, которую мы здесь описали, проводится исключительно на поводке (то есть под постоянным контролем).

2. Итак, мы завершили «этап взаимных объяснений», на котором у собаки был сформирован и в достаточной степени закреплен навык посадки после команды «сидеть». Однако, если мы сочтем, что навык уже отработан, и подготовленную таким образом собаку приведем в незнакомую обстановку, где будет много отвлекающих факторов, и попытаемся посадить ее по команде, то скорее всего у нас это не получится. Вместо посадки собака, весьма вероятно, будет демонстрировать ярко выраженную ориентировочно-исследовательскую активность, которая затем может перейти в игровое или оборонительное поведение.

Чтобы избежать подобных сбоев в работе на следующем этапе – «автоматизация навыка» - мы продолжаем занятия в условиях обедненной обстановки и постепенно с помощью воздействия поводком вводим еще более жесткий контроль за соблюдением собакой границ сформированного навыка. Например, если на этапе взаимных объяснений собака соблюдала все наши требования лишь тогда, когда она находилась вблизи от нас, то на втором этапе мы добиваемся от нее устойчивой посадки на любом расстоянии. При этом значительно возрастает темп работы (команду «сидеть» подаем своевременно, то есть непосредственно в момент изменения собакой положения тела, а следующие за ней направляющие и подкрепляющие воздействия производим очень быстро). Кроме того, производимые нами действия становятся максимально однообразными: быстро перемещаясь, мы сразу же подбегаем к собаке в том случае, если она изменяет положение тела (например, встает, заваливает на бок задние ноги и т.п.), и незамедлительно поправляем ее, воздействуя поводком. В том случае, если собака сразу выполняет команду, практически мгновенно подкрепляем ее правильные действия, применяя условное подкрепляющее воздействие «хорошо!» и пищу, после чего сразу же отходим от собаки. Все наши действия должны быть как можно более однообразны (стереотипны).

Следующей нашей задачей является постепенный перевод собаки со стопроцентного режима положительных подкреплений на вероятностный, для этого мы будем подкреплять пищей не каждую правильную посадку собаки, а в случайном порядке. При этом собака не должна знать, когда она получит пищу, выполнив требуемую работу (навык), а когда – нет. Это побуждает ее вновь и вновь повторять выполнение навыка посадки, в итоге зарабатывая тем самым кусочек пищи. Так же последовательно мы уменьшаем количество отрицательных воздействий на собаку (с помощью поводка) в случае нарушений ею границ выполнения навыка (изменение позы, уход с места и т.п.) или явного нежелания его выполнять, но степень этих воздействий постепенно увеличивается (то есть сила рывков раз от раза увеличивается).

3. После того, как мы добились от собаки четкого (сразу после команды) выполнения навыка в условиях обедненной дрессировочной обстановки, можно переходить к работе с ней в усложненных условиях, то есть в присутствии других собак, посторонних людей, шумов и т.д. Однако, усложнение обстановки, в которой мы работаем с собакой, нужно проводить не сразу, а последовательно, по элементам. Так, например, сначала мы попробуем воспроизвести навык посадки собаки где-нибудь в углу тихого сквера (на тихой улице), затем в более людном месте, потом в месте выгула собак (в их отсутствии), в присутствии одной посторонней собаки, относящейся к нашей безразлично и т.д. Вне зависимости от сложности условий обстановки, в которой происходит дрессировка, мы должны всегда добиваться от собаки быстрого и четкого выполнения навыка посадки сразу после первой команды. Однако, в зависимости от характера этих условий, степень усложнения границ выполняемого навыка (длительность выдержки, в положении сидя, дальность ухода от собаки и т.п.), а также суммарное время работы с собакой, затрачиваемое на отработку навыка посадки, необходимо строго ограничивать.

В зависимости от характера условий, в которых проходит дрессировка, собака получает большую или меньшую нервно-психологическую нагрузку, а работоспособность ее нервной системы не беспредельна, значит, нагрузку необходимо дозировать. В результате проделанной работы мы должны добиться того, чтобы собака всегда, вне зависимости от внешних условий, четко и быстро выполняла навык посадки после первой поданной нами команды, без применения как положительных, так и отрицательных подкрепляющих воздействий. Только после этого поводок снимается, и с собакой продолжают работать без него. Постепенно условное положительное подкрепляющее воздействие («хорошо!») применяется все реже и реже, а потом и вообще перестает подаваться.

Подведем итоги.

Для того чтобы приведенная схема дрессировки была эффективной, необходимо строго придерживаться следующих принципов формирования навыков.

1. Создание доминирующей мотивации, на основе которой будет формироваться навык (пищевой, игровой, оборонительной и т.п.).

2. Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения.

3. Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из сторон достигала своего программируемого результата, в этом случае взаимный интерес будет высок.

4. Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный «языковой» контакт. При формировании каждого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, команд и пр.) обогащается новыми элементами.

5. Четкое определение границ формируемого навыка. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он подкрепляет, а собака – не менее четкое представление о том, какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе заинтересованности в работе.

6. Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими словами, выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком (командой «гуляй!» или какой-либо другой). Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка быть не должно.

7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным контролем технических средств (поводка, специальной цепочки, рогатки, радиоуправляемого электроошейника и тому подобное). С их помощью всегда можно исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

8. Если в начале формирования и закрепления навыка требуется обедненная обстановка, то по мере его отработки и упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально увеличивать.

9. В начале формирования навыка применяется стопроцентный режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно получит.

10. Автоматизация навыка достигается многократным его повторением под жестким контролем технических средств. При этом используется вероятностная схема подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка сразу после первой команды. Воздействия направляющие, корректирующие и подкрепляющие, подаются единообразно и быстро.

Итак, мы ответили на большую часть вопросов, касающихся теоретических основ обучения и дрессировки собак. О том, как стыкуется теория функциональных систем с практикой дрессировки, мы рассказали, изложив принципиальную схему формирования у собаки навыка посадки…

Использование в процессе обучения адекватных методов дрессировки позволит установить желательный тип лидерства, расширить круг взаимных интересов владельца и его собаки, улучшить взаимопонимание между ними. Дрессировка собаки необходима, значит, и для того, чтобы упростить управление ею, точно и своевременно определив социально-ролевые взаимоотношения людей и животного в семье.

6. Заключение

Если вы решили заняться дрессировкой, то прежде, чем взяться за дело, настройте себя на серьезный лад.

Обучение собаки – трудная и кропотливая работа, требующая систематичности, терпения и трудолюбия.

Неуважительное отношение к собаке и легкомыслие – непростительны.

Дрессируя собаку, не забывайте, что у нее, так же как и у вас, есть собственный мир – «мир желаний и интересов» - и что она - ваш друг.

Помните также, что от вашего умения и настойчивости зависит не только то, какой собака будет, послушной или непослушной, но и то, как сложится ее судьба. Задумайтесь над этим, вы, хозяин…


При отработке навыков и приемов общего и специального курсов обучения следует неукоснительно соблюдать основные правила дрессировки, так называемые правила «Трех П»: Постоянство, Постепенность, Последовательность.


Постоянство.
Занятия с собакой необходимо строить таким образом, чтобы периоды дрессировки, отдыха и прогулок не были четко ограничены. Для этого во время прогулок короткая, но интенсивная работа с собакой чередуется с более или менее продолжительным отдыхом. При таком режиме работы и отдыха собака не устает, ее внимание не рассеивается, она всегда готова выполнить вашу команду. Однако при этом следует помнить, что необходимо время от времени менять место и время занятий. Такой порядок более эффективен, чем длительные периоды занятий и отдыха.

Постепенность.
Данное правило перекликается с предыдущим «П», но касается порядка занятий, определяющего физическую и нервно-психическую нагрузку на ученика. Данное правило гласит: собаку лучше «недогрузить», чем «перегрузить». Выполнение правила 1 практически на сто процентов предотвращает нервно-психические перегрузки при занятиях. Однако важно помнить, что длительность занятий, силу отрицательных воздействий и объединение навыков в комплекс следует увеличивать постепенно – по этапам. Если во время дрессировки у собаки вдруг появляется поведение, ранее не встречавшееся во время занятий (например, она начинает зевать, чесаться, ловить свой хвост, вращаться на месте и т.п.), то ей необходимо срочно дать отдых, переключив на иную деятельность – игру с владельцем, другими собаками. Это же надо сделать в том случае, если собака чем-нибудь испугана.

Последовательность.
Отработку навыков следует производить, постепенно усложняя обстановку, повышая требования к собаке понемногу. Делать это надо для того, чтобы у собаки всегда была возможность «заработать» подкрепление. Иными словами, она должна понять, что «свой хлеб насущный» она получит, только выполняя определенную работу, нужную хозяину. Сложные навыки типа «апорт», «место» и т.п. желательно разбивать на более простые, обучая собаку каждому из них в отдельности.

Не следует отрабатывать сразу два (или более) элементов сложного навыка – это не ускорит, а замедлит процесс обучения. Впоследствии простые навыки объединяются в сложный, также последовательно, по этапам.

Если при шлифовке старого или отработке нового навыка по отношению к собаке вводятся новые требования – снизьте требования к не очень важным элементам отрабатываемого навыка. Например, если вы пытаетесь увеличить скорость возврата собаки на место по команде, то не слишком ругайте ее за неточность приземления (либо наоборот). И лишь увеличив скорость, займитесь дальнейшей чисткой навыка. Если же качество выполнения собакой того или иного приема резко снизилось, повторите процесс его выработки сначала, соблюдая первоначальную последовательность ваших действий. Так будет намного быстрее.

В начале формирования навыка подкрепляйте все правильные действия собаки, а затем постепенно переходите на вероятностное подкрепление (порядок подкрепления – случайный).

Я надеюсь, что приведенные правила трех «П» и все, о чем мы говорили ранее, поможет вам и вашей собаке не только избежать нервотрепки в процессе дрессировки, но и лучше понять друг друга, увидеть то, чего раньше вы, возможно, и не замечали.


По книге «О СОБАКЕ», Москва - Ташкент, Фирма «Фонд», ПК «Шарк», 1992


Лужу... Паяю... Пачиняю... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 192
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



<Породный форум о тайских риджбеках> "К-Дизайн" Вся правда о тайских риджбеках МегаДоски Щенки тайского риджбека и все об этой породе Рейтинг лучших сайтов мира собак
Щенки тайского риджбека МегаДоски Тайский риджбек